Фактура красочного слоя

Все вопросы и ответы, личный опыт и знания по восстановлению и устройству немецких шлемов.

Фактура красочного слоя

Сообщение sch16 » 12 фев 2006, 17:56

Существует несколько версий по поводу негладкой фактуры красочного покрытия на стальных шлемах, в основном это относится к шлемам моделей М40-42. Интересно, что шлемы М35 не имеют подобной "шершавости", поверхность красочного слоя - гладкая. Основная версия появления фактурной поверхности - добавление в краску порошкообразных добавок (оксид алюминия, стальные опилки, порошок пробки и пр.)
Чтобы разобраться с этим вопросом, следует в первую очередь, ответить на другой вопрос - а зачем это было надо?
Наиболее вероятным будут ответы - улучшение качества покрытия "на истирание" или повышение прочности красочного слоя. А может быть и экономия краски за счет введения наполнителя.
Как известно, шлемы окрашивались в покрасочной ванне и следовательно все порошки должны были осаждаться на дно (в случае с пробкой - всплывать). Получается, что краску в ванной было необходимо постоянно перемешивать, что в условиях серийного производства дело слишком хлопотное и маловероятное. Отсюда можно сделать вывод, что дело не в краске, а в подготовке поверхности перед окраской.
Сама поверхность шлема была фактурная. На эту мысль наводят следующие соображения:
1. После начала выпуска шлемов М40 и изменения технологии, шлемы перестали грунтовать перед окраской и необходимо было каким-то образом улучшить сцепление краски с поверхностью.
2. Кто имел дело с касками М40-42, не мог не обратить внимание на то обстоятельство, что поверхность металла на этих шлемах сама по себе - рыхлая, шершавая.
Каски перед окраской - ПЕСКОСТРУИЛИ. Отсюда и фактурная поверхность.
Аргументы в пользу такой гипотезы. Чистил недавно два кекса от мг, не ржавых но многократно перекрашеных, поэтому решил ободрать дочиста. Первый кекс (более ранний) имел гладкую поверхность, был покрыт стандартным красно-рыжим грунтом перед покраской.
На втором (1941 год) грунта не было, но поверхность была отпескоструена и имела ту самую фактурную, шершавую поверхность (см. фото keks_p). Интересно и то обстоятельство, что кексы пескоструились в собраном виде, под лючком сохранилась гладкая поверхность (фото keks2).
Итак, в качестве альтернативы грунтовке и с целью лучшей агдезии краска - металл, процесс грунтовки был заменен на значительно более дешевый и быстрый вариант - пескоструйку.
Вот такая версия...
Вложения
keks_p.jpg
keks_p.jpg (25.46 Кб) Просмотров: 25685
keks2.jpg
keks2.jpg (15.13 Кб) Просмотров: 25524
keks3.jpg
(29.69 Кб) Скачиваний: 1306
keks4.jpg
keks4.jpg (21.05 Кб) Просмотров: 25531
Аватара пользователя
sch16
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 01 авг 2005, 05:24
Откуда: Москва

Сообщение JD » 12 фев 2006, 21:31

... хм, версия очень интересная. Со способом покраски шлемов в ваннах абсолютно согласен и с "опилками" тоже согласен, но вот как добиться с помощью пескоструйки такой текстуры не соображу никак ... она же вроде счищает все и равномерно ... может зависит от "калибровки" крупинок песка :roll:
Вот фотка поверхности на М35 ... крупинки ли?
Вложения
.jpg
(89.38 Кб) Скачиваний: 2043
Аватара пользователя
JD
 
Сообщения: 3013
Зарегистрирован: 12 июн 2005, 22:48
Откуда: Белгород

Сообщение sch16 » 12 фев 2006, 21:55

Именно гипотеза, но весьма правдоподобная. Стоит вспомнить как выглядят "чистые" (без краски) и не ржавые шлемы М40, особенно предприятия Quist Esslingen (клеймо "Q"). Поверхность по фактуре часто напоминает лимонную кожуру.
А по поводу фактуры на М35, можно предположить что грунтовка имела крупное зерно при помоле сырья красителя (в основе грунта - природная охра и прочие компоненты минерального происхождения), то же можно предположить и в отношении собственно краски. Крупный помол сырья дешевле и экономичней. Хотя подавляющее большинство М35, из тех что приходилось видеть, все таки были гладкие. А появление фактуры на поздних версиях шлемов можно объяснить, в том числе и снижением качества краски (по размеру помола компонентов).
Специально добавлять в краску что-либо, это лишняя операция плюс дополнительное сырье. Не считая неудобств при покраске (осадок). Зачем бессмысленно усложнять технологию. Хотя немцев дополнительные технологические сложности не останавливали. :shock:
Аватара пользователя
sch16
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 01 авг 2005, 05:24
Откуда: Москва

Сообщение JD » 12 фев 2006, 22:42

... тут можно рассмотреть две "стороны медали" :D
1. Вариант первый (в пользу финансового критерия): использование грунта на М35 и его отсутствие на М40 и М42 объясняется тем, что именно создание шершавой поверхности на М40 и М42 заменило грунт и в свою очередь удешевило (снизило) трудо- и времязатраты на покраску шлема, учитывая, что в то время в Германии уже начали испытывать нехватку сырья и времени.
2. Вариант второй (в пользу критерия необходимости): использование шершавой поверхности было способом улучшения маскировки (отсутствие бликов на шлеме), так как примерно в то же время был впервые использован немцами камуфляж на ткани (а шлемы "лампочки" свели бы на нет все свойства камуфляжа ткани). То есть можно предположить, что шершавая поверхность была результатом не более низкого качества краски ("крупного помола"), а именно необходимым ее качеством.
Вот такая мысль :roll:
Аватара пользователя
JD
 
Сообщения: 3013
Зарегистрирован: 12 июн 2005, 22:48
Откуда: Белгород

Сообщение sch16 » 13 фев 2006, 01:16

Согласен.
По пункту 1. - именно это я и предполагаю.
По пункту 2. Крупный помол компонентов - это не удешевление технологии (хотя и это тоже), а именно технологический прием для получения нужных свойств покрытия.
Отсюда - вполне оправданое добавление порошков и прочего при реконструкции шлемов. От обратного. Если краска (грунт) не соответствует по размеру зерна и имеет слишком мелкие фракции, а поверхность шлема слишком гладкая, то можно и нужно добавлять наполнители. Это проще чем пескоструить каску ради фактуры.
Речь шла именно о предположении по технологии того времени, когда грунт надо было заменить на "нечто" альтернативное, улучшающее качество и прочность окраски. Пескоструйка в этом случае, весьма оправданый вариант.
Аватара пользователя
sch16
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 01 авг 2005, 05:24
Откуда: Москва

Сообщение Danila » 14 фев 2006, 02:20

Такая структура металла это скорей всего лиш особености проката может быть с травленой поверхностью.
Аватара пользователя
Danila
 
Сообщения: 219
Зарегистрирован: 30 июн 2005, 13:51
Откуда: Stockholm

Сообщение sch16 » 14 фев 2006, 18:34

Danila писал(а):Такая структура металла это скорей всего лиш особености проката может быть с травленой поверхностью.

Лист катается гладкими валками (иначе слишком большой износ оборудования и сопротивление материала). А травить чем либо лист до того как станет ясно что из него сделают - бессмысленно. Тем более что в процессе горячей штамповки поверхность вытягивается.
Аватара пользователя
sch16
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 01 авг 2005, 05:24
Откуда: Москва

Сообщение Danila » 14 фев 2006, 20:27

sch16 писал(а):
Danila писал(а):Такая структура металла это скорей всего лиш особености проката может быть с травленой поверхностью.

Лист катается гладкими валками (иначе слишком большой износ оборудования и сопротивление материала). А травить чем либо лист до того как станет ясно что из него сделают - бессмысленно. Тем более что в процессе горячей штамповки поверхность вытягивается.


Типов проката очень много можно прокатать вот так например
Вложения
456.gif
456.gif (9.52 Кб) Просмотров: 29065
Аватара пользователя
Danila
 
Сообщения: 219
Зарегистрирован: 30 июн 2005, 13:51
Откуда: Stockholm

Сообщение sch16 » 14 фев 2006, 23:03

Danila писал(а):Типов проката очень много можно прокатать вот так например

Можно, но создание фактурной поверхности для шлемов на стадии изготовления листа, это даже для немцев слишком. Тем более что в процессе горячей штамповки (на глубину шлема!) лист неизбежно вытягивается и следовательно "узоры" на поверхности будут стерты.
Аватара пользователя
sch16
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 01 авг 2005, 05:24
Откуда: Москва

Сообщение JD » 14 фев 2006, 23:08

А может быть сама форма, в которую впрессовывали заготовку, имела такую поверхность. И сталь, соответственно, приобретала такую структуру поверхности :?:
Аватара пользователя
JD
 
Сообщения: 3013
Зарегистрирован: 12 июн 2005, 22:48
Откуда: Белгород

Сообщение Heinz » 14 фев 2006, 23:37

Будет время, сделаю крупно фото фактуры не копаного М42.
Аватара пользователя
Heinz
 
Сообщения: 66
Зарегистрирован: 25 июл 2005, 17:07
Откуда: Москва

Сообщение Danila » 15 фев 2006, 14:08

Металл с высоким содержанием углерода и примесей имеет такуюже структуру например чугун. Так что это может быть качество стали.
Аватара пользователя
Danila
 
Сообщения: 219
Зарегистрирован: 30 июн 2005, 13:51
Откуда: Stockholm

Сообщение sch16 » 15 фев 2006, 16:19

Danila писал(а):Металл с высоким содержанием углерода и примесей имеет такуюже структуру например чугун. Так что это может быть качество стали.

Шлемы СТАЛЬНЫЕ. Главное отличие стали от чугуна - содержание углерода. Более 2-х процентов - чугун. Менее 2-х процентов - сталь.
Аватара пользователя
sch16
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 01 авг 2005, 05:24
Откуда: Москва

Сообщение Sven Mortyr » 15 фев 2006, 16:55

Обратите внимание на то что на краях каски зерна очень мало или вообще нет. :roll:
Sven Mortyr
 
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 27 дек 2005, 19:47
Откуда: Ростов-на-дону

Сообщение Danila » 16 фев 2006, 00:25

sch16 писал(а):
Danila писал(а):Металл с высоким содержанием углерода и примесей имеет такуюже структуру например чугун. Так что это может быть качество стали.

Шлемы СТАЛЬНЫЕ. Главное отличие стали от чугуна - содержание углерода. Более 2-х процентов - чугун. Менее 2-х процентов - сталь.


Да это так но я имел ввиду примеси ил добавки. Посмотрел в инете о типах стали и проката уж очень много типов разных. Просто не верю что перед покраской пескоструили.
Аватара пользователя
Danila
 
Сообщения: 219
Зарегистрирован: 30 июн 2005, 13:51
Откуда: Stockholm

След.

Вернуться в Стальной шлем



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron