Восстановление М38 — процесс

Все вопросы и ответы, личный опыт и знания по восстановлению и устройству немецких шлемов.

Восстановление М38 — процесс

Сообщение JD » 22 мар 2011, 09:51

Думаю, что должно быть интересно.
Итак, купил я как-то по случаю и не очень дорого шлем М38 без подшлемника. На вид шлем был более менее крепкий, но почти по всей сфере имел дыры разного калибра и завальцовка тоже выглядела не очень обнадёживающе. Вес шлема был близок к эталонному весу, что всё же вселило некоторые надежды на благоприятный исход. Но я несколько ошибался, хотя на тот момент этого ещё не знал ))
Так как десантные шлемы попадаются не очень часто, то мне естественно захотелось сделать его как можно лучше и наиболее достоверно. Из этого следует, что надо было стремиться к минимизации шпаклёвочных работ и максимализации объема и веса металла.
В следствии того, что на поверхности шлема была очень твердая корка ржавчины от которой необходимо было избавиться, я решил отдать его в пескоструйку. После такой обработки вес шлема сильно уменьшился и он превратился в некоторое подобие сита или дуршлага, что несколько меня огорчило. Заднее правое отверстие под болт полностью вынесло, затылочную часть, боковую правую и немного левую стороны не миновала эта же участь и часть завальцовки на задней стороне так же была утрачена. Довольно крепким оказался лоб шлема.
Мною было принято решение особенно истончившиеся стенки шлема заменить латками из листового металла соответствующей оригиналу толщины.
Чуть позже продолжу.
Вложения
M38_05.jpg
M38_06.jpg
M38_07.jpg
M38_08.jpg
Аватара пользователя
JD
 
Сообщения: 3013
Зарегистрирован: 12 июн 2005, 22:48
Откуда: Белгород

Re: М38 — процесс с описанием

Сообщение JD » 23 мар 2011, 00:52

А вот собственно и результат пескоструйки. С одной стороны жаль, что шлем превратился в посудину для сцеживания макарон, а с другой стороны остался только крепкий металл. В конечном счёте это мне и надо было.
После определения самых слабых мест на поверхности шлема, я решил не вырезать их все сразу, чтобы не ослаблять конструкцию и случайно не повредить геометрию шлема. Первым делом вырезал макушку шлема и кусок правого борта. Делал это таким образом: сначала маркером на поверхности шлема обвел предполагаемую область удаления. Затем придал ей более менее строгую геометрическую форму, так как шлифмашинкой довольно затруднительно вырезать криволинейные участки или плавные изгибы. Из бумаги вырезал лекало и обвел контур на листе металла, а затем обвел это же лекало на поверхности шлема. Таким образом избавив себя от долгой подгонки заплатки к вырезанному отверстию в шлеме. Металл для заплаток брал толщиной 1,4 мм.
У меня нет сварочного автомата, поэтому пришлось воспользоваться услугами знакомого сварщика. Заплатки предварительно прихватил по углам оловом, чтобы на месте не заморачиваться и не придерживать их. Проваривать сплошным швом не стали, чтобы не повело металл. Но, думаю, если варить полуавтоматом, то можно положить шов полностью. Оставшиеся не проваренные участки планирую запаять латунью с помощью газовой горелки. Правда опыта в этом у меня лично ещё нет, но есть шанс попробовать )) Глубокие раковины тоже залью латунью, хотя можно пропаять и оловом.
Итак, на сегодняшний день: шлем очищен от ржавчины, удален слабый металл, поставлены и частично зашлифованы две крупные заплатки. Намечены контуры еще трёх заплаток. Материальные, временные и трудовые затраты:
1. покупка шлем — 5000 рублей.
2. пескоструйка — можно сказать бесплатно, но вообще примерно 50-100 рублей за шлем.
3. вырезание и постановка двух первых заплаток — 150 рублей плюс пара отрезных дисков для шлифмашины. Времени потрачено около 5-6 часов вместе со сваркой.
Вложения
M38_09.jpg
M38_10.jpg
M38_11.jpg
M38_01.jpg
M38_02.jpg
M38_03.jpg
M38_04.jpg
Аватара пользователя
JD
 
Сообщения: 3013
Зарегистрирован: 12 июн 2005, 22:48
Откуда: Белгород

Re: М38 — процесс с описанием

Сообщение JD » 26 мар 2011, 11:12

Продолжаю понемногу ставить заплатки на самые проблемные места сферы. Вчера потратил суммарно около двух часов времени, чтобы вырезать и подогнать две заплатки по левому борту и одну небольшую с частью вальцовки по правому борту. С двумя маленькими проблем не возникло, так как их геометрия довольно простая, а вот с третьей провозился довольно долго. Чтобы соблюсти геометрию шлема, перед тем как вырезать отверстие, сделал лекала в двух плоскостях сферы — снизу вверх и сзади вперёд в соответствии с осями шлема. Затем вырезал из металла заплатку и стал придавать ей требуемую форму по лекалам. Вот на это и ушла львиная доля времени. Так как у меня нет специального устройства для вытяжки металла, то пришлось из толстого стального прутка сделать некое подобие штыря с закруглённым концом, и с помощью молотка и этого штыря вытянул металл до нужных округлостей и выпуклостей, постоянно прикладывая и примеряя к поверхности шлема. Только после этого вырезал отверстие в шлеме и посадил заплатку. Временно прихватил «Поксиполом» и в понедельник пойду варить.
Благодаря этим заплаткам шлем приобретает приятную тяжесть.
Вложения
M38_12.jpg
M38_13.jpg
M38_14.jpg
M38_15.jpg
M38_16.jpg
Аватара пользователя
JD
 
Сообщения: 3013
Зарегистрирован: 12 июн 2005, 22:48
Откуда: Белгород

Re: Восстановление М38 — процесс

Сообщение JD » 09 апр 2011, 21:55

Прихваченные в прошлый раз Поксиполом заплатки приварил. Кстати, наживлять их Поксиполом было ошибкой, так как при сильном нагреве, при сварке, он воспламеняется и очень даже неплохо горит, при этом чертовски сильно воняет. Так что в следующий раз вернусь к пайке.
Следующим этапом восстановления поверхности шлема стала затылочная часть — чуть выше и чуть ниже двух отверстий под болты крепления подшлемника. Это место, пожалуй, самое слабое во всём шлеме и по этой причине пришлось вырезать довольно большой фрагмент. При формовке этой заплатки столкнулся с небольшой проблемой — не смог вытянуть требуемый «радиус». В итоге решил по углам сделать пропилы и потом их заварить. Как и в прошлый раз сделал лекала изгиба поверхности этого участка в вертикальной и горизонтальной плоскостях, и по ним формовал заплатку. Времени на всё это потратил около трёх часов.
На задней нижней заплатке с внутренней стороны выбил серийный номер шлема. Если получится купить буквенные клейма латиницей, то сделаю клеймо производителя и также его вставлю.
Ещё в этот раз полностью пропаял и зашлифовал переднюю левую заплатку, которую вырезал и вставлял в прошлый раз. Получилось вроде не плохо, только в одном месте чуть перестарался и снял многовато, теперь надо напаять — обвёл зелёным маркером.
Вложения
M38_17.jpg
M38_18.jpg
M38_19.jpg
M38_20.jpg
M38_21.jpg
M38_22.jpg
M38_23.jpg
M38_24.jpg
M38_25.jpg
M38_26.jpg
M38_27.jpg
Аватара пользователя
JD
 
Сообщения: 3013
Зарегистрирован: 12 июн 2005, 22:48
Откуда: Белгород

Re: Восстановление М38 — процесс

Сообщение JD » 17 апр 2011, 21:11

Эпопея продолжается.
Вырезал и прихватил припоем еще одну заплатку по левому борту, и пошёл варить. Придя обратно в свою мастерскую и внимательно рассмотрев шлем я понял, что левая заплатка при сварке совершенно неведомым образом повела весь левый борт. Чтобы окончательно в этом удостовериться, сделал чертёж низа вальцовки шлема. В итоге вышло что левая сторона ушла на целых 8 мм! В общем несколько расстроившись решил отложить шлем в сторону и подумать пару дней над тем, как исправить положение.
Вложения
M38_29.jpg
Аватара пользователя
JD
 
Сообщения: 3013
Зарегистрирован: 12 июн 2005, 22:48
Откуда: Белгород

Re: Восстановление М38 — процесс

Сообщение JD » 17 апр 2011, 23:01

Решил срезать приваренные заплатки примерно до середины и посмотреть примет ли шлем нормальную форму. В итоге получилось. Кроме того срезал практически всю заднюю и боковую часть вальцовки. После этого по лекалу вырезал из толстой фанеры шаблон, который вставил внутрь сферы. Надо было конечно сделать так самого начала. Затем из листа вырезал полоску, которая станет в последствии новой вальцовкой и наживил её. И не вынимая шаблон прихватил отрезанные ранее заплатки по бокам и сзади. Теперь надо опять варить и смотреть поведет в этот раз или нет, но надеюсь что с шаблоном такого не произойдёт.
На все эти манипуляции ушло примерно шесть часов времени, ещё рублей 800-900 на сварку, отрезные и шлифовальные диски ну и прочую мелочь.
Если всё в этот раз пройдёт успешно, то можно сказать, что этап наращивания сферы металлом почти закончен. Останется только приварить новое отверстие под болт крепления обода и всё, далее пайка. Для изготовления этого отверстия заказал токарю матрицу с пуансоном.
Вложения
M38_30.jpg
M38_31.jpg
Аватара пользователя
JD
 
Сообщения: 3013
Зарегистрирован: 12 июн 2005, 22:48
Откуда: Белгород

Re: Восстановление М38 — процесс

Сообщение migel » 29 апр 2011, 23:05

Андрей,как всегда!Высочайший уровень реставрации.Но поднимать руку на такой пароколпак я бы нестал :) Имхо естественно, да и при пескоструении идет съем металла в любом случае.А других вариантов будущего этого колпака непланировалось?
migel
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 23 май 2007, 15:15
Откуда: Ярославль

Re: Восстановление М38 — процесс

Сообщение JD » 30 апр 2011, 06:50

migel писал(а):Андрей,как всегда!Высочайший уровень реставрации.Но поднимать руку на такой пароколпак я бы нестал :) Имхо естественно, да и при пескоструении идет съем металла в любом случае.А других вариантов будущего этого колпака не планировалось?
Спасибо ))
Ну а что с ним ещё было делать? Даже без пескоструйки было видно, что он весьма непрочный и пришлось бы либо оставлять его как есть, либо в последствии накладывать кучу шпаклевки. Оставлять как есть смысла не было — ни остатков родной краски, за исключением внутренней поверхности в лобной части, ни декалей. А реставрация без пескоструйки мне представляется весьма сомнительной, так как ни приваришь ничего толком, ни припаяешь. Так что на мой взгляд других вариантов не было.
В смысле, какие другие варианты этого колпака? Вообще планирую полностью его восстановить и продать с целью использования в реконструкции, а может себе оставлю — ещё не решил.
Аватара пользователя
JD
 
Сообщения: 3013
Зарегистрирован: 12 июн 2005, 22:48
Откуда: Белгород

Re: Восстановление М38 — процесс

Сообщение executioner » 04 май 2011, 02:44

Уважуха!Нет слов!
executioner
 
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 13 июл 2008, 14:56
Откуда: Insterbutg ,Ost.Prussia

Re: Восстановление М38 — процесс

Сообщение turieon » 05 май 2011, 10:59

executioner писал(а):Уважуха!Нет слов!

Да, труд титанический... только, что останется от оригинального шлема по окончанию работ ?!
Аватара пользователя
turieon
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 03 авг 2008, 18:04
Откуда: Moscow

Re: Восстановление М38 — процесс

Сообщение JD » 05 май 2011, 18:01

turieon писал(а):
executioner писал(а):Уважуха!Нет слов!

Да, труд титанический... только, что останется от оригинального шлема по окончанию работ ?!

Да, останется процентов 60 примерно, ну а какой ещё был выбор?
Аватара пользователя
JD
 
Сообщения: 3013
Зарегистрирован: 12 июн 2005, 22:48
Откуда: Белгород

Re: Восстановление М38 — процесс

Сообщение П-38 » 15 май 2011, 23:01

Хотелось бы увидеть продолжение! :)
П-38
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 27 фев 2007, 15:08

Re: Восстановление М38 — процесс

Сообщение magyr » 06 июн 2011, 00:30

Андрей ,отличная реставрация!Ждём продолжения.
magyr
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 29 июл 2009, 13:54

Re: Восстановление М38 — процесс

Сообщение JD » 15 июн 2011, 18:09

Незапланированный пришлось сделать перерыв-отпуск по семейным обстоятельствам, позавчера приехал. Ну и конечно продолжу восстановление с подробным описанием.
Аватара пользователя
JD
 
Сообщения: 3013
Зарегистрирован: 12 июн 2005, 22:48
Откуда: Белгород

Re: Восстановление М38 — процесс

Сообщение П-38 » 10 сен 2011, 22:30

Хотелось бы всетаки увидеть дальнейшее развити событий! :)
П-38
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 27 фев 2007, 15:08

След.

Вернуться в Стальной шлем



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron