Фото оригинальной амуниции /

Кожаная оплётка немецкой походной фляги вместимостью 0.8 литра

Дата:

     Кожаная оплетка фляги состоит из двух сшитых между собой узких ремешков к которым крепятся крышка, пряжка и карабин. Ремни представляют собой простую конструкцию, с помощью которой фляга в чехле крепится на сухарной сумке или другом снаряжении. К сожалению на представленных ремнях не хватает одного элемента — части верхнего ремешка. 

     Но это компенсируется хорошей сохранностью данных ремней, а так же классическим «ранним» исполнением. Основными элементами являются карабин, крышка с резиновой прокладкой и пряжка. На данной оплётке стоит алюминиевый карабин раннего образца, «высокая» алюминиевая крышка и стальная пряжка. Ремни изготовлены из ременной высококачественной кожи «натурального цвета», но с покрывным крашением лицевой стороны в черный цвет. Такой способ имеет свой плюс — насыщенный цвет, которого очень сложно добиться при барабанном крашении и минус — со временем краска частично стирается и проступает «натуральный цвет» кожи. Понятие «натуральный цвет» весьма относительно — цвет менялся в зависимости от производителя и выделки кожи, но чаще всего он был близок к цвету «кофе с молоком». Срез кожи на ремнях закрашен черной краской. В большинстве случаев это было сделано очень аккуратно, но встречаются и не очень аккуратно закрашенные экземпляры, где краской запачкана бахтарма. Закрашивание среза производили после того, как концы ремня были отрезаны. Практически все ремни имеют с лицевой стороны накатку — канавку по краю ремня по всей их длине. Такие канавки наносились механическим путем и однозначно с использованием нагрева. Накатку делали на начальном этапе изготовления ремней, о чём свидетельствует отсутствие «схода» накатки на конце ремня (канавка накатки не завалена через край). На тренчике ремня накатка производилась уже после того, как он пришивался. Для 1941 года вполне уместна стальная пряжка, но на довоенных образцах преобладали алюминиевые пряжки. Алюминиевые пряжки в большинстве своем были покрашены чёрной глянцевой краской, но могли быть и без покрытия. Стальные пряжки практически всегда были окрашены в черный цвет. К одному ремню с помощью кожаной петли пришит алюминиевый или стальной карабин, с его помощью фляга цепляется за Д-образное кольцо на клапане сухарной сумки. Петля карабина представляет собой короткую полоску кожи той же ширины, что и основные ремни. С внутренней стороны петли под проушину карабина подкладывался дополнительный кусок тонкой сыромятной кожи, которая предотвращала быстрый износ петли. К другому ремню крепится крышка и пряжка. Алюминиевая крышка закреплена на ремне посредством шпенька через люверс, который установлен на конце ремня. Такое крепление позволяет крышке свободно крутиться, но исключает её потерю. Люверсы могли быть алюминиевые, цинковые и железные, в основном без покрытия, но иногда встречаются окрашенные в черный цвет. Люверс устанавливался таким образом, что расстояние от его центра до края ремня составляло 10 мм, но попадаются образцы с расстоянием от 9 до 15 мм. Используемые крышки были пяти типов: алюминиевая высокая, алюминиевая низкая, бакелитовая высокая, бакелитовая низкая немного другого профиля и стальная. Стальными крышками комплектовались стальные фляги позднего образца. Алюминиевые крышки изготавливались методом литья, чтобы уменьшить расход металла, а после производилась доработка — наносили рифление снаружи на ободке и нарезали резьбу внутри крышки. Прокладки в крышки были изготовлены из трёхмиллиметровой мягкой резины красно-коричневого цвета. Диаметр прокладки 30 мм. Были два варианта: сплошная и с отверстием в центре. Вырубались из цельного листа. Шпеньки для крышки изготавливались методом литья из мягкого алюминиевого сплава, на это указывает характерный след от формы. В алюминиевых крышках шпенек расклепывался изнутри крышки, а в бакелитовых крышках принцип закрепления был другой. На ножке шпенька выштамповывались продольные неглубокие пазы в количестве четырех штук, и сама ножка была чуть большего диаметра, чем отверстие в крышке. Шпенек просто запрессовывался в отверстие крышки и держался там без расклепывания. В бакелитовых крышках отверстие под шпенек было усилено металлической втулкой, что предотвращало ее повреждение при фиксации шпенька.

     Бахтарма (обратная сторона кожи) заслуживает чуть более подробного описания, так как в отличие от лицевой стороны имела различные варианты отделки. Ремни сделаны из кожи, которую в процессе производства доводили до нужной толщины. Соответственно бахтарма имела заводское покрытие, которое заключалась в том, что кожу шлифовали и покрывали определенными растворами (по всей видимости, на основе казеинового клея). Шлифовали для придания товарного вида, а покрывали раствором для исключения её разлохмачивания в процессе эксплуатации. Бахтарма могла быть гладко зашлифованной или иметь некоторое рифление-полосы, которое, скорее всего, оставалось от прокатных валов. На некоторых ремнях бахтарма имеет не ярко выраженное белое покрытие, которое чаще всего встречается на ремнях медицинских фляг. Кроме того, на оплётке медицинских фляг часто встречается комбинация из двух-трех «видов» кожи. Различие заключается в толщине кожи, ее качестве и обработке бахтармы.

     Ширина ремней оплётки составляет 16 мм — еще ни разу не встречал исключение из этого правила. Толщина же могла колебаться в пределах от 1,8 до 2,8 мм. Стандартная толщина равняется около 2,6 мм. Примерно по центру одного ремня имелось каплевидное отверстие под шпенек фетрового чехла, которое совпадало с таким же отверстием на конце другого ремня. Место соединения двух ремней прошивалось небольшим прямоугольником. Количество стежков по длине 4, по ширине 3. Длина стежка 4 мм. Способ прошивания пряжки и тренчика следующий: количество стежков 9 (10 отверстий), 7 из них на подвороте, 8-й через край. Тренчик вшивается сразу за первым стежком. Тренчик пришивается тремя стежками: один в центре и два через край по ходу шва-строчки. Стежки ближние к пряжке делаются наружу через край ремешка — стежок двойной. Остальные стежки одинарные. Шов заканчивается у пряжки. Концы нитки выводятся на внутреннюю сторону и обрезаются вровень с поверхностью кожи. Нить для прошивки ремней оплётки использовалась льняная отбеленная, но крашенная снаружи в черный цвет.